Нефть, медицину и образование – народу!

 
 
КПРФ совместно с Минсельхозом России провели Всероссийский семинар по изучению опыта работы народных предприятий
01.12.2020 00:00

Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академик РАН В.И.Кашин совместно с заместителем Министра сельского хозяйства Российской Федерации О.Н.Лут провели Всероссийский семинар по изучению опыта работы народных предприятий. Семинар был организован по поручению Президента Российской Федерации, инициированному Председателем ЦК КПРФ, руководителем фракции КПРФ в Государственной Думе Г.А.Зюгановым с целью изучения и распространения опыта коллективных форм хозяйствования.

Видео: https://youtu.be/nkseSdTigBk

В мероприятии, состоявшемся 27 ноября 2020 года в Аналитическом центре Минсельхоза России, в формате видеоконференции приняли участие депутаты Государственной Думы от фракции КПРФ, в том числе Заместитель Председателя ЦК КПРФ - первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по международным делам Д.Г.Новиков, Секретарь ЦК КПРФ - Президент Национального Союза народных и коллективных предприятий П.С.Дорохин,  заместители Губернаторов и руководители государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также руководители и коллективы ведущих народных предприятий России, в том числе СХПК «Усольский свинокомплекс» во главе с И.А.Сумароковым, СПК «Звениговский» во главе с И.И.Казанковым, ЗАО «Совхоз имени Ленина» во главе с П.Н.Грудининым. Общее число участников превысило 400 человек. 

 

Открывая Семинар В.И.Кашин обозначил важность рассматриваемого вопроса и задал вектор развитию дискуссии:

         Если мы вспомним 90-е годы, и даже более ранний период, то вопросы перестройки были основаны на поиске новой более эффективной формы хозяйствования, новой формы собственности.

Тогда этот поиск шел через призму приближения к новым формам собственности трудовых коллективов, каждого работника. Причём эта тема была уже не нова - достаточно хорошо в этом плане работали Соединённые Штаты Америки, Европа, развивая планы участия работников в акционерной собственности компаний (за рубежом известные под аббревиатурой ESOP).

Участие в капитале своей компании даёт человеку не только мотивацию и возможность влиять на принимаемые менеджментом решения, но и ощутимую прибавку к доходам. Причём речь идёт не только о достойной зарплате, но и о дивидендах, а также о реализации доли в предприятии при выходе на заслуженный отдых. А это в условиях состоявшейся губительной пенсионной реформы – возможность существенно поддержать человека труда при выходе на пенсию.

Кроме того, не смотря на текущие, обусловленные борьбой с коронавирусной инфекцией, условия функционирования экономики и связанные с этим потрясения на рынке труда, работники должны быть уверены в завтрашнем дне, что завтра они не будут вынуждены стоять на бирже труда с протянутой рукой только потому, что работодатель решил сэкономить на фонде оплаты труда. И народные предприятия такую уверенность дают в несопоставимо большей степени, нежели другие формы хозяйствования.

К слову, как показывает полувековая практика, участие работников в акционерной собственности компаний выгодно предпринимателям не в меньшей степени, поскольку для таких предприятий на Западе предусмотрены существенные налоговые льготы, а также возможность получить кредит под льготный процент. И то, что бизнес эти преференции оценивает позитивно, видно невооруженным глазом – в США народных предприятий уже более 13 тысяч, в том числе и транснациональных, таких как «Шеврон», «Проктер энд Гэмбл»,  «Боинг». Аналогично – в Японии, где работники участвуют в капитале более 93% акционерных обществ, в Польше, Швеции, Испании. Программы участия работников в акционерной собственности компаний работают в более чем 70 странах! И следует обратить внимание на то, что в этих странах пенсионный возраст даже не думают повышать

Безусловно, для эффективного развития народных предприятий должна быть сформирована надлежащая нормативно-правовая база. К примеру, в США это было сделано за 5 лет.

У нас же, к сожалению, ситуацию увели в другую сторону - хорошие зачатки совершенствования в управлении трудовых коллективов были сломлены, власть пошла на приватизацию 125 тысяч предприятий, 75 тысяч из которых успешно похоронили. И результаты этого мы не можем разгрести до сих пор.

На состоявшемся в марте текущего года Орловском международном экономическом форуме была раскрыта вся плачевность ситуации в развитии промышленности, сельского хозяйства, в целом экономики.

 

За последнюю пятилетку рост промышленности составил в среднем 1,9% в год. Но все эти «достижения» обнулены инфляцией.

На отдельных направлениях, безусловно, прослеживается рост, но в общем контексте он настолько слабый, что даже приблизиться к уровню промышленного производства 1990 года мы можем только мечтать. А ведь у нас есть авиастроение, машиностроение, автотранспортное производство, которые, к сожалению, продолжают скатываться вниз, увлекая за собой смежные отрасли экономики. Фактически все, кроме нефтехимии и добычи полезных ископаемых, требует прорывной динамики! Здесь и все, что связано с развитием науки и другими прогрессивными направлениями, определяющими развитие страны.

 

В сельском хозяйстве мы видим в целом иную картину – индекс производства продукции показывает хороший рост, но в большей степени обеспеченный отраслью растениеводства (в среднем +5,4% в год). В отрасли животноводства динамика слабее, необходимо активнее работать по производству мяса говядины, молока, водных биологических ресурсов.

Нам есть над чем работать. Поэтому завершившаяся 41 сессия ФАО ООН еще раз обращает внимание на поиски устойчивых систем обеспечения продовольственной безопасности, обеспечения их экологизации через наилучшие доступные технологии, нулевой сброс и выброс, и т.д.

На важнейших направлениях развития агропромышленного комплекса мы уже приняли, или примем до конца года, большое количество законопроектов, в том числе о государственном регулировании плодородия земель (в развитие которого скоро выйдет Государственная программа вовлечения в оборот заброшенных земель сельскохозяйственного назначения), о системе государственного контроля за качеством зерна, за применением пестицидов и агрохимикатов. Многие кричащие вопросы мы совместно с Министерством сельского хозяйства этими законодательными решениями расшиваем, а также делаем серьезный шаг в укреплении продовольственной безопасности России и решении поставленной Президентом Российской Федерации задачи по увеличению объема экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Но даже при рекордных урожаях, при том, что на отдельных направлениях у нас есть прорывная динамика, не теряют остроты вопросы рентабельности в сельском хозяйстве – число прибыльных сельскохозяйственных организаций продолжает снижаться, закредитованность сельскохозяйственных товаропроизводителей уже давно перевалила за 3 трлн. рублей, и продолжает расти.

Рентабельность вытягивается лишь за счет субсидий, но ситуацию существенно это не меняет. Сопоставив при этом уровень рентабельности по отраслям, мы увидим, что в сельском хозяйстве она в 2 раза ниже, чем в обрабатывающей промышленности, не говоря уже о добыче полезных ископаемых, где она выше в 5 раз! В результате у нас 38 млн. человек сельского населения в Российской Федерации продолжают страдать от безработицы и нищеты.

Там отсутствуют дороги, уничтожено 4,5 тыс. больниц, 13 тыс. ФАПов, в 95 тыс. деревень нет газа, в 43 тыс. деревень нет телефонной связи, в 32 тыс. нет почтовой связи! Сгорают наши целые поселки!

И мы видим, что эта тема сегодня становится заглавной в решениях Госсовета, в поручениях Президента Российской Федерации. Это была напряженная работа Министерства сельского хозяйства, нашего Комитета, мне пришлось многократно докладывать эту тему и Президенту, и Председателю Правительства. И мы получили все для того, чтобы эта большая проблема нашла эффективное решение.

Но, к сожалению, апеллируя к сложившимся экономическим условиям эту важнейшую программу, не успев утвердить, принялись урезать. Мы видим явный саботаж решений по возрождению наших сельских территорий, как и трех предшествующих федеральных целевых программ, реализации которых, по сути, ни что не мешало, но и плодов они принесли.

Принимая вчера закон о федеральном бюджете на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов, в постановлении Государственной Думы мы указали на необходимость восстановления финансирования госпрограммы комплексного развития сельских территорий, указав и на поручение Президента Российской Федерации, и на принятые ранее аналогичные постановления Государственной Думы.

Проблем у нас с вами очень много, и эффективность работы АПК, всего нашего огромного коллектива тружеников сельского хозяйства фактически зиждется на мизерной заработной плате. Если вывести зарплату в сельском хозяйстве на уровень средней по экономике, то вся система доходности, даже на наиболее рентабельных направлениях, рушится в отрицательную зону из-за диспаритета, сумасшедших торговых наценок.

И на этом фоне наши народные предприятия выделяются очень ярко, даже в кризисный период, демонстрируя рост производства от 3-х до 8-ми раз, эффективно проводя модернизацию основных фондов, технико-технологических систем производства.

При этом в ногу с развитием производственной составляющей развивается социальная составляющая, что является мощнейшим резервом в повышении эффективности реализации государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий». И это направление является чрезвычайно важным, чтобы сельскохозяйственные товаропроизводители, от крупных агрохолдингов и до фермеров, принимали самое деятельное участие в решении намеченных мероприятий развития сельских территорий. Только вместе мы сможем преодолеть все барьеры!

Мы посещали ЗАО «Воронежский комбинат строительных материалов». И хочу вам сказать, что даже самые престижные московские больницы не могут сравниться с больницей, созданной при этом предприятии ни по благоустроенности и оснащенности кабинетов, ни по качеству медицинских услуг.

Не меньше положительных эмоций осталось и от уровня организации питания на производстве – все используемые продукты исключительно натуральные, а цены за обед многим могут показаться просто смешными.

В части подготовки кадров – функционирует техникум, бесплатно обучающий сотни ребят, из которых 70% после выпуска остаются работать на производстве.

На территории предприятия построено 48 фонтанов. Не смотря на сложное, с точки зрения экологии, производство, организовано великолепное озеленение. Предприятие уже давно опередило все новеллы в экологическом законодательстве с его наилучшими доступными технологиями и производственным контролем.

Наши лучшие народные предприятия, осуществляющие свою деятельность в области АПК сегодня принимают участие в совещании. Это предприятие И.И.Казанкова «Совхоз Звениговский», получившее 25 золотых и серебряных медалей на выставке в Германии. Наш «Совхоз имени Ленина» во главе с П.Н.Грудининым, создавший уникальную, даже по европейским меркм, социальную инфраструктуру для своих работников и жителей всего поселка. Также СХПК «Усольский свинокомплекс» возглавляемый И.А.Сумароковым. Сегодня они подробно расскажут о своем опыте и достижениях.

Всего же по Российской Федерации в самых разных отраслях экономики успешно функционируют более 100 акционерных обществ работников. Их опыт необходимо развивать и распространять!

Почему? Потому что тезис «кадры решают все» ни кто не отменял. И если директор, менеджмент, совместно с трудовым коллективом желают работать честно, грамотно, то у них все получится лишь при условии получения дешёвых кредитов, беспрепятственного доступа на рынок, наличия возможностей к кооперации, и .т.д.. Но для этого, повторюсь, нужно менять саму систему.

Сегодня законодательное регулирование развития народных предприятий осуществляется в соответствии с Федеральным законом
№ 115-ФЗ Закона.

 

Ограничивается все, что связано с заработной платой рабочего и директора – разрыв в оплате труда минимален. Прибыль идет на модернизацию, на социальную сферу. Коллектив сам является творцом динамики развития родного предприятия.

А если говорить о рейдерстве, коррупции, другом криминале, то здесь коллектив, конечно, выступает более устойчивым и адаптированным к негативным процессам.

Вместе с тем, в настоящее время народные предприятия не выделяются должным образом в системе мер государственной поддержки. А это, как было сказано выше, один из драйверов их становления и развития.

О чем нужно говорить сегодня?

Первое – необходимо систематизировать меры государственной поддержки народных предприятий и вписать их в систему стратегического планирования посредством принятия комплексной государственной программы «Развитие коллективных форм хозяйствования на территории Российской Федерации», которая должна впитать в себя меры господдержки финансового, организационного, консультативного характера в масштабах страны.

Второе – рассмотреть возможность предоставления займов субъектам коллективного предпринимательства из Фонда развития промышленности.

Третье – рассмотреть возможность предоставления льготы по налогу на прибыль для вновь создаваемых акционерных обществ работников и производственных кооперативов.

Четвертое – наконец начать выделять в статистическом учете народные предприятия и кооперативы всех видов, что сделает процесс принятия решений в области развития предпринимательства в России более объективным.

И пятое – Правительству Российской Федерации, совместно с депутатами Государственной Думы и представителями народных предприятий разработать и внести в Федеральный закон от 19 июля 1998 года комплексные изменения, выводящие правовое регулирование создания и развития народных предприятий на должный уровень эффективности, чтобы лучшие формы хозяйствования множились и процветали.

Мы должны объединиться и, наконец, выйти на процесс созидания!

Спасибо!

 

 
www.izhevskinfo.ru